Цели: содействовать формированию у учащихся чувства ответственности за свое здоровье и здоровье окружающих как ценности, нравственных норм поведения, необходимых учащимся и молодежи в быту, семье, общественных местах и природе.
Задачи:
1. Пропаганда правовых знаний среди несовершеннолетних и их родителей.
2. Профилактика наркомании, алкоголизма, курения.
3. Вовлечение подростков в общественно-полезную деятельность, создание условий для организации воспитательной, культурно-массовой и физкультурно-оздоровительной работы.
4. Работа с неблагополучными семьями по предотвращению жестокого обращения с детьми, защите их прав и интересов.
5. Организация летней занятости несовершеннолетних.
С целью пропаганды правовых знаний среди несовершеннолетних в школе проводятся недели правовых знаний, на которые приглашаются инспектора ИДН Параскевич С.А., Варакса Т.В., работник ДПС Каминский В.В., работник транспортной милиции. Так были проведены мероприятия: "Права и обязанности несовершеннолетних"; "Административная и уголовная ответственность за совершенные правонарушения и преступления"; "Как вести себя в конфликтных ситуациях" - практическое занятие; "Подросток на железной работе"; "Административная и уголовная ответственность за автотранспортные происшествия"; "Права и обязанности несовершеннолетних в Уголовном кодексе РБ"; урок-практикум "Знаю ли я правила поведения?"; мини-сочинение "Подростковая преступность, размышления молодых". Так же в начале года проводилась диагностика учащихся с целью выявления "группы риска". В апреле месяце прошла "Олимпиада правовых знаний" среди учащихся 6-8-х классов.
С целью пропаганды ЗОЖ и профилактики наркомании, алкоголизма и курения в школе проводятся недели здорового образа жизни, анкетирование школьников по проблемам формирования ЗОЖ, организован стенд "Здоровый образ жизни", организовывается просмотр книжных выставок, видеофильмов, кинолекториев. С детьми были проведены мероприятия: Конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни"; акция "Молодежь против СПИДА"; акция "Мы против курения!"; уроки диспуты "Как ты это понимаешь", "Судьба руководит человеком или человек ее хозяин?"; деловые игры "Помоги себе сам"; устные журналы "Здоровье в наших руках"; беседы "Как справиться со стрессом"; мониторинг "Влияние курения и алкоголизма на организм человека".
В школе ежемесячно проводятся заседания Совета профилактики на которых рассматриваются вопросы связанные с "трудными подростками", неблагополучными семьями.
С "трудными подростками" проводится следующая работа:
1. Контроль за посещаемостью занятий. Информирование ГОВД о недопустимости пропусков занятий.
2. Анализ успеваемости учеников.
3. Сбор анамнеза: изучение мед карты, беседа с родителями.
4. Включение в коллективные творческие дела.
5. Организация свободного времени: кружковая работа, факультативы, занятость в каникулярный период.
6. Проведение рейдов "Подросток".
7. Индивидуальные консультации, как для родителей, так и для ребенка.
8. Профилактика вредных привычек.
9. Профилактические беседы с инспектором ИДН.
10. Изучение обобщенного показателя социального благополучия подростка.
11. Ознакомление со статьями УК РБ, КоАП РБ.
12. Психологическое консультирование и поддержка.
13. Изучение и анализ психологического самочувствия.
14. Изучение личностных особенностей.
За каждым учеником, стоящим на учете в ИДН и ВШК
закреплен общественный воспитатель, который помогает контролировать учебу и
посещаемость занятий учеником, проводит профилактические беседы с учеником и его
родителями. Все ученики посещают либо факультативы, либо спортивные секции
которые работают в школе либо в городе. За каждым учеником в классе закреплена
общественная обязанность. Они активно принимают участие в общественной жизни
класса, участвуют в спортивных соревнованиях за школу, как в индивидуальных
видах спорта, так и игровых, где занимают призовые места. Еженедельно с такими
учениками проводятся профилактические беседы соц. педагогом, психологом. В школе
ежедневно проводятся консультации для учеников, дважды в неделю ведутся
консультации для родителей. Дважды в год а иногда и больше идет посещение детей
на дому с целью контроля жилищно-бытовых условий проживания и воспитания
подростков. Все ученики проживают в хороших условиях: в отдельных комнатах
полностью оборудованных для учебы и проживания.
Еженедельно по вторникам с 13.00 в школе ведет прием, консультации,
профилактические беседы инспектор ИДН Параскевич С.А.
С неблагополучными семьями проводится следующая работа:
1. Работа по изучению семьи: анкетирование семьи, посещение семьи на дому (минимум дважды в год).
2. Посещение на дому с целью изучения жилищно-бытовых условий проживания и воспитания учащихся, с целью контроля и проведение бесед.
3. Проводится консультирование по социальным, правовым и психологическим вопросам.
4. За каждой семьей закреплен ответственный по работе с семьей.
5. Оказывается материальная помощь семьям, которые в ней нуждаются.
6. Проводятся лектории, и круглые столы во время которых обсуждаются проблемы семьи их трудности, оказывается психологическая поддержка.
7. Ведется индивидуальная работа с детьми из этих семей (индивидуальные беседы, учет посещаемости занятий, учет успеваемости. При необходимости психологом школы проводится коррекционная работа).
В ходе работы с семьями уменьшились случаи нахождения родителей в нетрезвом состоянии, условия проживания детей улучшилось (в квартирах стало чисто, появились запасы пищи, дети стали ходить в школу чистыми стали появляться новые вещи). Родители, которые не работали, нашли себе работу (таких две семьи). Родители которые не уделяли должного внимания детям стали на путь исправления.
С группой "риска" проводятся такие мероприятия как:
1. Консультация на правовые темы.
2. Тренинг "Удовлетворенность школьной жизнью".
3. Конкурс плакатов "Молодежь за здоровый образ жизни".
4. Акция "Молодежь против СПИДА".
5. Беседа "Как стать хорошим учеником".
6. Встреча с врачом наркологом и гинекологом.
7. Неделя здорового образа жизни.
8. Беседы с родителями детей по профилактике алкоголизма и табакокурения.
9. Тренинг "Моя будущая профессия".
10. Индивидуальные консультации для родителей.
11. Воспитательно-профилактическая работа классных руководителей по предупреждению девиантного поведения подростков.
12. Диагностика и анкетирование учеников и их родителей.
Вся проведенная работа дала положительный результат, не один ученик из группы "риска" за подотчетный период не совершил правонарушений. Два ученика было снято с учета за хорошее поведение и улучшение результатов учебы.
В школе социально-психологической службой проводится профориентационная работа:
1. Диагностика учеников 9, 11 классов.
2. Тренинг "Моя будущая профессия".
3. Тренинг "Как приобрести уверенность".
4. Профориентационная диагностика учеников 9, 11 классов в ЦКРоР.
5. Встреча родителей учеников с представителями регионального центра занятости.
Ежемесячно проводятся рейды по микрорайону школы. В состав инспекторов рейдов входят: Зданович М.В. - соц. педагог, Крутько Н.В. - психолог, Параскевич С.А. - инспектор ИДН, Панцевич Т.П. - представитель ЖЭСа - 7. В ходе одного рейда был выявлен продавец, продающий алкогольные напитки несовершеннолетним.
В СШ №4 ежемесячно проводится Совет профилактики. За 2004-2005 учебный год прошло десять советов профилактики. Было рассмотрено 27 учеников школы. Ученики, рассматриваемые на Совете профилактики и их родители получили предупреждение, некоторым родителям учеников на работу были написаны письма с просьбой о принятии мер воздействия к родителям. Ученики, которые получили предупреждение за пропуски уроков без уважительных причин после Совета профилактики стали меньше пропускать уроки.
В школе есть план работы Совета профилактики утвержденный директором школы, в котором указывается время проведения Совета профилактики и мероприятия. Имеется положение о Совете профилактики, утвержденное управлением образования г. Барановичи.
В
состав Совета профилактики входят представители администрации: А.В. Бычковский -
председатель, директор школы; Г.Н. Смирнова -заместитель директора по
воспитательной работе; М.В. Зданович - социальный педагог; Т.Н. Яцук -
председатель профсоюзного кабинета;
С.А. Параскевич - инспектор ИДН; А.А. Рокач - председатель попечительского
совета;
Т.П. Панцевич - представитель ЖЭС - 7.
Социальный педагог: М.В. Зданович