Уважаемые
родители, Вы можете обратиться со своими проблемами к учителям нашей
школы или оставить сообщение в гостевой книге. Вы получите
нашу поддержку и профессиональное участие в воспитании вашего
ребенка. Не оставайтесь одни с нерешенными проблемами!
Гостевая книга...
Вы можете виртуально задать вопрос
директору школы
Отношения со сверстниками.
Формирование "малых" группировок. Как
сказывается это на поведении? Стремление занять достойное место в
коллективе, самоутвердиться, проявляя себя в чём-то, что ценится
коллективом, иногда с помощью дерзкости, резкости, антисоциального
поведения в школе, дома, вне дома в уличных компаниях. Соблюдение
"кодекса товарищества". Появление новых авторитетов.
Дружба в жизни подростков.
Поиск близкого друга. Как это
проявляется? Стремление к сотрудничеству. Значимость приобретает
общность дел, интересов и увлечений. Совместное выполнение дел.
Взаимодополняемость друзей. иногда дружба возникает на почве
нездоровых интересов и увлечений.
Особенности отношений мальчиков и
девочек.
Образование смешанных компаний. Взаимное
общение, совместное посещение кинотеатра, парка и т.д. Задушевные
друзья как правило у мальчиков - мальчики, у девочек - девочки.
Наблюдаются случаи безответных симпатий. Рекомендации: "
Помочь подростку занять желаемое положение в коллективе, подсказывая
ему возможные пути достижения цели; " поощрять истинную дружбу,
объяснять, что дружба должна быть требовательной, предлагающей
истинную помощь и открытую критику ошибок товарища; " воспитывать
у мальчиков правильное понятие о мужественности с его нравственным
содержанием, а у девочек - понятие о женственности.
|
Возрастные
особенности учащихся 11-14
лет.
Ведущим видом деятельности является общение.
Общественно полезная деятельность в любых формах: спорт, труд,
эстетическая и учебная деятельность, общественная работа. В
работе с детьми этого возраста возникают особые трудности (отсюда
его называют критическим), необходимы новые формы взаимоотношений,
организации деятельности, руководства со стороны учителей и
родителей.
Что необходимо
знать?
Анатомо-физиологические особенности
подростков.
а) Бурное развитие организма имеет противоречивый
характер: рост тела в длину, рост мышечной массы, грудная клетка и
кости таза отстают в развитии, некоторые расстройства в координации
движений - отсюда неловкость, неуклюжесть, "угловатость". Как
сказывается это на поведении? Осознавая свою нескладность,
подросток принимает неестественные позы, напускает грубость, чтобы
отвлечь внимание окружающих от своей наружности. б) Противоречие:
несоответствие в развитии сердца и сосудов. Сердце увеличивается,
кровоснабжение мозга нарушается. Отсюда частые жалобы на головную
боль, на утомляемость. в) Активизируется деятельность щитовидной
железы, что приводит к изменению в деятельности нервной
системы. Как сказывается это на поведении? Быстро
распространяется процесс возбуждения. Раздражительность
вспыльчивость. Бурные реакции типа аффектов, приводящие к нарушению
дисциплины, бессмысленные поступки. А иногда включается "охрана" -
торможение, подросток становится вялым, сонным, рассеянным. г)
Половое созревание происходит у мальчиков с 12 до 16 лет, у девочек
с 10 до 15 лет. Отсюда разный уровень биологического развития.
Девочки взрослеют быстрее мальчиков. На что необходимо
обратить внимание? В
силу нравственной и социальной незрелости возникает дисгармония
между ускоренным половым созреванием, сексуальными переживаниями и
уровнем понимания отношений между мужчиной и женщиной. Необходимо
уделить этим вопросам серьёзное внимание. Рекомендации: "
нельзя проявлять лёгкой иронии в отношении фигуры, позы или походки
подростка. Подсказать, что от него самого зависит преодоление
нескладности, возможность стать ловким, стройным; " тщательное
соблюдение режима труда и отдыха на уроках, в течение дня,
переключение деятельности; " большое внимание уделять половому
воспитанию - научить ценить красоту человеческого тела, формировать
представление о любви как о прекрасном.
Развитие личности в 11-14 лет.
а) новообразование в личности подростка - "чувство
взрослости". в чём проявляется взрослость? Стремление быть и
считаться взрослым. Требование относиться к себе как равному,
имеющему свои взгляды и убеждения. не переносит опеки, сюсюкания и
т.п. не принимает морали, поучения, внутренне готов к новому типу
отношений - "мораль равенства". б) направление в развитии
взрослости: подражание внешним проявлениям взрослости. В чём это
выражается? Подражание отличительным чертам внешнего облика и
манерам поведения взрослых (одежда, причёска, косметика, украшения,
специфический лексикон, приёмы ухаживания, курение, способы
развлечений). Ориентация на качества "настоящего мужчины": драки,
рискованные поступки, культ силы, воли, смелости. Взрослый - образец
в деятельности: стремление овладеть взрослыми умениями, ориентируясь
на взрослого, как образец деятельности. Развитие взрослости в
учении: появление устойчивого познавательного интереса к отдельным
предметам. Самостоятельное углубленное их изучение, приобретающее
характер самообразования.
Рекомендации: " воспитывать правильное
представление о взрослости; " отказаться от покровительственного
отношения и назидательного тона. Основной стиль - совет,
осторожность в оценках - в противном случае падает авторитет
взрослых; " строить взаимоотношения по типу сотрудничества,
уважения, помощи, доверия. Нельзя допускать мелочную опеку; "
направлять учебно-познавательную деятельность подростка, подчёркивая
важность повышения общего уровня культуры и
образования.
Развитие самосознания.
Осознание себя личностью. Осознание своих
качеств, связанных с учебной деятельностью (трудолюбие,
внимательность,
настойчивость), качеств, выражающих отношение к
другим людям (чувства товарищества, сдержанности, упрямства),
качеств, выражающих отношение к самому себе (скромность,
самокритичность). Иногда завышение самооценки подростком и, как
следствие, повышенная чувствительность к любым оценочным суждениям,
обидчивость, подозрительность; недоверчивость нередко ведёт к
агрессивности поведения. Характерна категоричность
суждения. Рекомендации: " уважать личность
ученика.
|