В помощь учителю |
||
Педагогические технологии.Чтобы знания воспитывали, нужно воспитывать отношение к самим знаниям. В этом суть сознательного учения. А.Н. Леонтьев. В образовании на современном этапе можно выделить несколько характеризующих его явлений:
Выпускник современной школы должен обладать определенными качествами, в частности:
Добиться обозначенного можно лишь через личностно-ориентированное обучение , т.к. обучение, ориентированное на среднего ученика, на усвоение и воспроизведение знаний, умений и навыков, не может отвечать сложившейся ситуации. Еще недавно решить эти задачи не представлялось возможным в силу отсутствия реальных условий для их выполнения при традиционном подходе к образованию. За последние годы такие условия, если не созданы полностью, то создаются. Наша школа принимает в этом активное участие. Какие же это условия?
Другими словами, мы создаем условия для формирования личности, обладающей качествами, о которых говорилось выше. И эта задача не только и даже не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Среди разнообразных направлений новых педтехнологий наиболее адекватными поставленным целям, с нашей точки зрения, являются:
Можно учиться в коллективе, в котором сильный ученик всегда в выигрыше: он быстрее "схватывает" новый материал, быстрее его усваивает, и учитель в большей мере опирается именно на него. А слабый раз от разу становится еще слабее, поскольку ему не хватает времени, чтобы задать учителю вопросы, соответственно он не может быстро и правильно отвечать и только "тормозит" ритмичное продвижение ко всеобщему успеху. А можно учиться по-другому, когда рядом с тобой товарищи, у которых можно спросить, если что-то не понял, или обсудить решение очередной задачи. А если от тебя зависит успех всей группы, то ты не можешь не осознавать ответственности и за свои успехи, и за успехи товарищей. Это и есть обучение в сотрудничестве. Главная идея этого метода - учиться вместе, а не просто делать что-то вместе! Работа обычно выполняется в минигруппах. Метод проектов. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Этот метод всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологий, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми": если это теоретическая проблема - то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к внедрению. Разноуровневое обучение. Под разноуровневым обучением мы понимаем такую организацию учебно-воспитательного процесса, при которой каждый ученик имеет возможность овладевать учебным материалом по отдельным предметам школьной программы на разных уровнях (например "А", "В", "С"), но не ниже базового, в зависимости от его способностей и индивидуальных особенностей личности. При этом за критерии оценки деятельности ученика принимаются его усилия по овладению этим материалом, творческому его применению. |
|