В помощь учителю |
||||||||||||||||||||
Технология модульного обучения в школе
Учитель, который мало или
вообще не принимает во внимание различия индивидуальностей в классе,
есть личность, которой безразличны жизнь её учеников. 1. Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает. 2. Передовой опыт практической деятельности многих учебных заведений городов области, республики в целом подтверждает стремление педагогических коллективов к активному поиску более эффективных форм, подходов и технологий в работе с учащимися. 3. Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрепленным блоками-моделями, алгоритмизацией учебной деятельности, завёршенностью и согласностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования. 4. Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целепологания и самоцелепологания с иерархией ближних (знаний, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развития способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля. 5. М.Н.Скаткин отличает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления уч-ся, на развитие интереса к учению у них вызывает "перегрузка излишними малозначительными подробностями". "Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес". 6. Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла (этапа) деятельности обязанность мотивационного этапа, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность уч-ся в ходе самостоятельной работы переводит умения в навыке. На всех этапах учитель выступает как организатор, руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешения которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков. 7. Данная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, оно интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике. Модульное обучение базируется на главном понятии поэтапного формирования умственных действий - ориентировочной основе деятельности (ООД). Идей активности ученика, чёткость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля - вот его характерные черты. Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем. Модуль - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности. Состав модуля: · целевой план действия; · банк информации; · методическое руководство по достижению дидактических целей. Некоторые авторы (Т.Шамова) рассматривают модуль как программу обучения, индивидуальную по содержания, методом обучения, уровня самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся. Т.И.Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения. Во-первых, содержание обучения должно быть представлено в законных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с целью обучения. Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на объёме изучаемого содержания, но на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д. Во-вторых, модульное обучение предполагает изменение форм обучения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно - с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъективную основу. Отношение учителя и учащегося ставятся более паритетными. В-третьих, каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление. В-четвёртых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи. Самое важное в построении модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение. Структура модуля (учебного элемента)
|
|