В помощь учителю

  Десять правил работы со "слабоуспевающими"
Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса Технология модульного обучения в школе Советы молодому специалисту при подготовке к уроку
  Гигиенические показатели, характеризующие урок
Планирование различных видов дифференцированной помощи Деятельность учителя на уроке Педагогические технологии

 

Технология модульного обучения в школе

Учитель, который мало или вообще не  принимает во внимание различия индивидуальностей в классе, есть личность, которой безразличны жизнь её учеников.
                                    Уильем А. Вард.

1.   Традиционная педагогическая наука складывалась в условиях авторитарного общества на определенной системе социальных ценностей. В новых обстоятельствах прежняя педагогическая теория не всегда срабатывает.

2.   Передовой опыт практической деятельности многих учебных заведений городов области, республики в целом подтверждает стремление педагогических коллективов к активному поиску более эффективных форм, подходов и технологий в работе с учащимися.

3.   Отечественная и зарубежная практика показывает перспективность принципиально иного по организации и технологии модульного обучения, которое характеризуется опережающим изучением теоретического материала укрепленным блоками-моделями, алгоритмизацией учебной деятельности, завёршенностью и согласностью циклов познания и других циклов деятельности. Поуровневая индивидуализация учебной и дифференциация обучающей деятельности создают ситуацию выбора для учителя и ученика и обеспечивают выпускнику школы возможность дальнейшего успешного самообразования и профессионального образования.

4.   Поскольку модульное обучение в качестве одной из основных целей преследует формирование у ученика навыков самообразования, весь процесс строится на основе осознанного целепологания и самоцелепологания с иерархией ближних (знаний, умения и навыки), средних (общеучебные умения и навыки) и перспективных (развития способностей личности) целей. Осознанность учебной деятельности переводит учителя из режима информирования в режим консультирования и управления. Названный метод обеспечивает возможность выбора обучаемым пути движения внутри модуля.

5.   М.Н.Скаткин отличает, что отрицательное влияние на формирование мировоззрения и категориального строя мышления уч-ся, на развитие интереса к учению у них вызывает "перегрузка излишними малозначительными подробностями". "Подробности не только увеличивают бесполезную работу памяти, но и заслоняют главное, из-за деревьев школьники перестают видеть лес".

6.   Модульная система организации учебно-воспитательного процесса, ориентируясь на развитие ребенка, предполагает в начале каждого цикла (этапа) деятельности обязанность мотивационного этапа, ученик самостоятельно осознает, какую информацию и для чего он осваивает. Взаимосвязанные мотивационные этапы обеспечивают от знаний к умениям. Многократно повторяющаяся учебная деятельность  уч-ся в ходе самостоятельной работы переводит умения в навыке. На всех этапах учитель выступает как организатор,  руководитель процесса, а ученик выполняет роль самостоятельного исследователя последовательности проблем, разрешения которых приводит к заранее определенной структуре знаний, умений и навыков.

7.   Данная технология зародилась и приобрела большую популярность в учебных заведениях США и Западной Европы в начале 60-х годов. Модульное обучение возникло как альтернатива традиционному обучению, оно интегрирует в себе всё то прогрессивное, что накоплено в педагогической теории и практике.

 Модульное обучение базируется на главном понятии поэтапного формирования умственных действий - ориентировочной основе деятельности (ООД). Идей активности ученика, чёткость и определенная логика его действий, постоянное подкрепление своих действий на основе самоконтроля - вот его характерные черты.

Сущность модульного обучения: ученик полностью самостоятельно (или с некоторой помощью педагога) достигает конкретных целей  познавательной учебной деятельности в процессе работы с модулем.

Модуль - это функциональный целевой узел, в котором учебное содержание и технология овладения им объединены в систему высокого уровня целостности.

Состав модуля:

·          целевой план действия;

·          банк информации;

·          методическое руководство по достижению дидактических целей.

Некоторые авторы (Т.Шамова) рассматривают модуль как программу обучения, индивидуальную по содержания, методом обучения, уровня самостоятельности, темпу учебно-познавательной деятельности учащихся.

      Т.И.Шамова выделяет следующие отличия модульного обучения от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения должно быть представлено в законных самостоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение его должно происходить с целью обучения.

Дидактическая цель формулируется для учащегося и содержит в себе указание не только на   объёме изучаемого содержания, но на уровень его усвоения. Каждый ученик получает от учителя в письменной форме советы: как рациональнее действовать, где найти нужный учебный материал и т.д.

Во-вторых, модульное обучение предполагает изменение форм обучения учителя с учащимися. Он общается с ними как посредством модулей, так и непосредственно - с каждым учеником индивидуально. Именно модули позволяют перевести обучение на субъективную основу. Отношение учителя и учащегося ставятся более паритетными.

В-третьих, каждый учащийся работает большую часть времени самостоятельно, учится целеполаганию, планированию, организации, контролю и оценке своей деятельности. Таким образом, каждый может определить уровень своих знаний, увидеть пробелы в знаниях и умениях. Несомненно, что учитель тоже управляет учебно-познавательной деятельностью учащихся через модули и непосредственно, но это более мягкое, а главное, сугубо целенаправленное управление.

В-четвёртых, наличие модулей с печатной основой позволяет учителю индивидуализировать работу с отдельными учениками путем  консультирования каждого из них, дозированной персональной помощи.

Самое важное в построении модуля - структурирование деятельности ученика в логике этапов усвоения знаний: восприятие, понимание, осмысление, запоминание, применение, обобщение, систематизация. И здесь большая возможность осуществлять проблемное обучение.

Структура  модуля (учебного элемента) 

Номер учебного элемента.

Название учебного элемента (материала). Содержание учебного материала.

Управление обучением (содержание, формы, методы).

УЭ
№ 0.

Тема.
Цель (триединая).

Необходимые знания и умения.

 

УЭ

№1

Проверка домашнего задания.

Цель:

Пояснение (работа в парах, группах, индивидуально).

УЭ

№2

Изучение и первичное закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснение учителя (работа с учебником, дидактическим материалом)

УЭ

№3

Закрепление новых знаний.

Цель:

Пояснения учителя

УЭ

№4

Рефлексия.

Цель:

 

 

 

    На главную Письмо

Copyright © 2004, г.Барановичи, СШ № 4.
Учебная работа | Воспитательная работа | Общественные организации Социальная служба
| Литературно-краеведческий музей

Школа | Новости | Родителям Выпускнику | Ученику | Интернет-каталог | Карта сайта

Hosted by uCoz