В помощь учителю |
|
Деятельность учителя на урокеОдной из главных проблем была проблема успеваемости учащихся. На успеваемость оказывают влияние как объективные так и субъективные причины: - атмосфера в обществе, где престиж образования еще не достаточно высок; - недостаточная материальная база школы; - отсутствие внимания со стороны родителей; - отсутствие терпения у учителей и т.д. В нашей школе большее количество слабоуспевающих можно отнести за счет неудовлетворительного прилежания и слабых способностей. А куда отнести тех учащихся, которые учатся слабо вследствие неумелого методически необоснованного преподавания? А такие учащиеся у нас в школе есть. Готовясь к педсовету, посещая уроки не только к педсовету, а повседневно я пришел к выводу; что некоторые учителя не вполне владеют своим предметом, не умеют или не хотят систематически и доходчиво объяснять новый материал, не заботятся повседневно о повторении и закреплении пройденного не развивают от урока к уроку речь своих учащихся, не требуют от них точных, ясных и развернутых ответов, не учат класс работать активно и самостоятельно, не проявляют необходимой настойчивости в обязательном и точном выполнении всех заданий - классных и домашних. Классная дисциплина у некоторых учителей слабая, ученики на уроках скучают или потихоньку занимаются посторонним делом, в то время как один из них отвечает у доски. Бывает у нас и такое, когда монотонная проверка домашнего задания отнимает на уроке 20-25 минут, после нее учитель вызывает одного учащегося, которого опрашивает в течение 10 или 15 минут. В оставшиеся до звонка минуты начинается торопливое и сбивчивое объяснение нового материала, которое не доходит до средних и слабоуспевающих учащихся, а таких в нашей школе большинство. Разлается звонок и учитель наскоро задает классу работу к следующему уроку, не успев толком разъяснить, как ее надо выполнять. Несомненно, что при такой постановке учебно-воспитательного процесса количество слабоуспевающих учащихся в классе постепенно возрастает. Наиболее способные ученики или те, которые в семье оказывается систематическая помощь, даже при этих условиях учатся неплохо, но слабые ученики, не получая помощи вне школы, все больше и больше отстают. Возникает «барьер», преграда между учителем и учеником. А ведь согласитесь не только ребенок, но и мы нередко испытываем досаду и раздражение, когда видим неудачу в своей работе. Поэтому нам необходимо вскрыть причины слабой успеваемости и не просто наши пути ее повышения, а разработать систему работы по повышению качества знаний у учащихся школы. Этой проблеме и посвящен очередной наш педсовет, цель которого «Осмысление педагогами собственной деятельности», Эху деятельность учителя на уроке можно представить в виде алгоритма последовательных действий: - постановка цели урока; - отбор содержания; - определение методов и средств обучения; - формирование качеств личности обучающегося, учет особенностей личности; - группа личностей составляет коллектив класса, учет особенностей коллектива; - получение результатов деятельности учителя на уроке. Группы должны были найти ответы на главные вопросы. Всегда ли мы правильно осуществляем педагогическую деятельность с учетом: - взаимосвязь цели школы и целей урока; - возможностей и способностей учащихся; - возможностей и способностей самого педагога? Что необходимо для создания условий при взаимодействии педагогов и учащихся, с учетом индивидуальных особенностей учителей и обучающихся с цепью получения прогнозированного результата школы Но прежде чем перейти к обсуждению данного вопроса, хотелось бы сказать еще несколько слов по данному вопросу. Каждый учитель должен изучить индивидуальные особенности каждого ученика Я считаю, что не надо ученика делать неперспективным. Значительно лучше помочь ему, дать возможность поверить в свои силы, заинтересовать предметом, знаниями, самим процессом учения. Посетить мероприятие по приему учащихся в пионеры, я был приятно удивлен возможностями некоторых учащихся 7-х классов. Значит, для мотивации учебной деятельности можно использовать и внеклассную работу ученика. Опыт передовых учителей показывает, что главное - вызвать желание учиться. В этом, я считаю, главную роль играет процесс постоянного живого общения учителя с классом, с каждым учеником. Пробелы в знаниях лучше ликвидировать на уроке, а не на дополнительных занятиях. Ведь слабая успеваемость чаще всего вытекает из-за невнимания к нему со стороны учителя на уроке. А, проводя стимулирующие занятия необходимо учитывать индивидуальные пробелы. Иногда мы непроизвольно внушаем своим ученикам, что они не могут учиться хорошо, что они не способны овладеть знаниями. Ни раз приходилось слышать на уроках подобные оценки знаний слабых учеников: «Ты как всегда отвечаешь плохо, другого ответа от тебя и не ждал. Тебя можно совсем не вызывать, чтоб не тратить зря времени, а просто ставить в журнал «один» балл. Садись, ты учиться не можешь!». Вместо того, чтобы ободрить отстающего ученика, убедить его в том, что он, если постарается, сумеет преодолеть пробелы в учении, раздраженный учитель ограничивает несколькими резкими замечаниями, грозит и тем самым внушает самому ученику; а затем и его родителям мысль, что он неспособный. Так возникает у ученика не только сознание своей неспособности к ученику, но и чувство обиды Ученик совсем перестает работать, от скуки или рада озорства нарушает дисциплину и мешает работать всему классу. Для повышения успеваемости необходима не только эффективная методика обучения, но и соблюдение учителями преемственности в работе между смежными классами, развитие речи учащихся, умелое использование наглядности, детальное изучение индивидуальных особенностей учащихся, их поведения, склонностей. Одним из важных условий повышения успеваемости является систематический контроль за работой, опрос у доски и с места Важным фактором успешной работой является полный деловой и эмоциональный такт- учителя с учеником. Просматривая классные журналы можно увидеть, что отдельные ученики, в том числе- слабые, опрашиваются один- два раза в триместр, а на протяжении всего учебного года не более 5-6 раз. Посещая уроки видам, что некоторые учителя предпочитают вызвать к доске успевающих учащихся, не обращаться с вопросами к отстающим, спрашивают тех, от кого ожидают получить правильный ответ. Опрос отстающих должен проводится чаще, чем успевающих. Дня того, чтобы сильный ученик мог своим примером и действиями оказывать помощь слабым, необходимо их взаимодействие тщательно продумывать. Одна из форм: взаимный опрос учеников, когда один из них задает вопрос другому по изучаемому материалу, работа консультантов. У учителя мастера уроки не должны быть похожи один на другой: разнообразный опрос, эмоциональное объяснение, динамический подход к его структуре в целом повышают интерес учащихся к учению. «У таких учителей учиться интересно», - так говорят ученики. |
Copyright © 2004,
г.Барановичи, СШ № 4. Школа | Новости | Родителям | Выпускнику | Ученику | Интернет-каталог | Карта сайта |