В помощь учителю

  Десять правил работы со "слабоуспевающими"
Требования к уроку как основной форме организации учебного процесса Технология модульного обучения в школе Советы молодому специалисту при подготовке к уроку
  Гигиенические показатели, характеризующие урок
Планирование различных видов дифференцированной помощи Деятельность учителя на уроке Педагогические технологии

ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

ТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА

Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков.

Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения.

Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие.

 1. Методы обучения

Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач.

2. Прием

Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи.

3. Система методов

Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач.

4. Сущность метода

Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей.

5. Классификационные признаки группировки методов:

  источник знаний; •   характер познавательной деятельности ученика; • руководящая роль учителя;
 степень активности ученика; •  возможность стимулирования и самостимулирования учебной деятельности ученика;
• условия контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.

6. Методы как способы учебной работыы

      догматический - приобретение знаний в готовом виде.

      эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений, требующих догадки, поиска, находчивости, что должно
быть предусмотрено в вопросе (задании).

•    исследовательский - добывание знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов, измерения, путем
самостоятельного нахождения исходных данных, прогнозирования результатов работы.

Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения.

7. Характеристика отдельных групп методов

Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания.

Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу.

Методы проблемного обучения:

•  проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения;

   частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;

•  исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой деятельности учащихся по решению новых дляя
них познавательных проблем.

Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении.

Методы организации учебно-познавательной деятельности:

     словесные, наглядные, практические; • аналитические, синтетические, аналитико-синтетические, индуктивные,
дедуктивные; •   репродуктивные, проблемно-поисковые; •
     методы самостоятельной работы и работы под руководством.

Методы стимулирования и мотивациии

•     методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры,    учебные    дискуссии,    создание    эмоционально-нравственных ситуаций);

•   методы стимулирования долга и ответственности (убеждения, предъявление требований, «упражнения» в выполнениии
требований, поощрения, порицания).

Методы контроля и самоконтроля:

     устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений);

     письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);

   методы лабораторно-практического контроля и самоконтроля (контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения практических работ, программированный контроль лабораторной работы, лабораторно-практический
самоконтроль)..

Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:

     классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний, закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и совершенствование усвоенных навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу (наблюдение, проведение опытов, эксперимент,
работа с книгой и т.п.);

     различение самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по заданному образцу, по правилу или
системе правил, конструктивные, требующие творческого подхода);

     деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная).

Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством.

8.  Многообразие методов

Словесные методы:

     объяснение - это вид устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины, устанавливаются причинно-
следственные связи и зависимости, закономерности, т.е. раскрывается логическая природа того или иного события или
явления (прямое, непрямое, инструктивное);

     рассказ - это форма изложения учебного материала, которая носит преимущественно описательный характер (сюжетный,
иллюстративный, информационный);

   работа с печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под опосредованным руководством учителя
самостоятельно организовывать процесс познания;

     изложение - это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение которой состоит в том, что при помощи
этого метода учащимся передаются научные знания, добытые человечеством, демонстрируются образцы деятельности, а
ученики должны понять, запомнить и воспроизвести усвоенное;

     повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, про­текающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу;

     описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности;

   рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;

     беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном рассуждении, в диалоговом общении. Типы
беседы: катехизическая (предполагает в ответах учащихся репродуктивную деятельность) и эвристическая (предполагает продуктивную, творческую деятельность). Эвристическая беседа является главным условием развития учащихся при диалогическом методе учения. Ее основные признаки - учащиеся осознают цель беседы; в беседе все вопросы подобраны так, что учащиеся имеют возможность догадаться или сделать самостоятельное заключение; в беседе предусмотрены простые и сложные вопросы, последние формулируются как задачи, а в них выделяются наиболее частные вопросы; после решения каждого вопроса, задачи следует заключение учителя, подводящее итоги работы.

Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков.

Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения.

Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ).

Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования.

9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения

1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся.

2-й-решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора.

3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников.

10. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:

  способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений переносить их в новые ситуации; • формируют у
учащихся потребность в новом знании; •
  направляют обучение на связь с жизнью, с опытом учащихся; • ориентируют
мышление учащихся на решение общих и частных задач с целью творческой переработки учебной информации;

  обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования  системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебным умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика.


 
    На главную Письмо

Copyright © 2004, г.Барановичи, СШ № 4.
Учебная работа | Воспитательная работа | Общественные организации Социальная служба
|Литературно-краеведческий музей

Школа  | Новости | Родителям Выпускнику | Ученику | Интернет-каталог | Карта сайта

      

Hosted by uCoz