В помощь учителю |
|
ТРЕБОВАНИЯ К УРОКУ КАК ОСНОВНОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССАТРИЕДИНАЯ ЗАДАЧА УРОКА Образовательная: вооружить учащихся системой знаний, умений и навыков. Воспитательная: формировать у учащихся научное мировоззрение, нравственные качества личности, взгляды и убеждения. Развивающая: при обучении развивать у учащихся познавательный интерес, творческие способности, волю, эмоции, познавательные способности - речь, память, внимание, воображение, восприятие. 1. Методы обучения Это основные виды деятельности учителя и ученика, обеспечивающие формирование ЗУН, необходимых для решения учебно-воспитательных задач. 2. Прием Это деталь метода, отдельные его операции (практические и мыслительные), моменты в процессе усвоения ЗУН. Он не имеет своей самостоятельной задачи. 3. Система методов Это не простой набор методов и приемов, а такая их совокупность, в которой имеются внутренние связи между компонентами, обусловленные результативностью конкретных методов (приемов). В совокупности они представляют систему управления разными методами (приемами) познания учащимися учебного материала, начиная с приобретения готовых знаний для самостоятельного решения познавательных задач. 4. Сущность метода Заключается в организуемом способе познавательной деятельности ученика, в его активности, развитии познавательных сил и способностей. 5. Классификационные признаки группировки методов:
•
источник
знаний; • характер познавательной деятельности ученика; • руководящая
роль учителя; 6. Методы как способы учебной работыы • догматический - приобретение знаний в готовом виде.
•
эвристический - усвоение знаний и умений путем рассуждений,
требующих догадки, поиска, находчивости, что должно
• исследовательский - добывание
знаний и умений путем проведения наблюдений, постановки опытов,
измерения, путем Последние два подхода свойственны развивающему типу обучения. 7. Характеристика отдельных групп методов Объяснительно-иллюстративные отражают деятельность учителя и ученика, состоящую в том, что учитель сообщает готовую информацию разными путями, с использованием демонстраций, а учащиеся воспринимают, осмысливают и запоминают ее. При необходимости воспроизводят полученные знания. Репродуктивные способствуют усвоению знаний (на основе заучивания), умений и навыков (через систему упражнений). При этом управленческая деятельность учителя состоит в подборе необходимых инструкций, алгоритмов и других заданий, обеспечивающих многократное воспроизведение знаний и умений по образцу. Методы проблемного обучения: • проблемное изложение, рассчитанное на вовлечение ученика в познавательную деятельность в условиях словесного обучения, когда учитель сам ставит проблему, сам показывает пути ее решения, а учащиеся внимательно следят за ходом мысли учителя, размышляют, переживают вместе с ним и тем самым включаются в атмосферу научно-доказательного поискового решения; • частично-поисковые, или эвристические методы, используются для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательных проблем, для обучения их выполнению отдельных шагов решения и этапов исследования;
•
исследовательские методы - способы организации поисковой, творческой
деятельности учащихся по решению новых дляя Эти методы наиболее полно решают задачи развития учащихся при обучении. Методы организации учебно-познавательной деятельности:
•
словесные,
наглядные, практические; • аналитические, синтетические,
аналитико-синтетические, индуктивные, Методы стимулирования и мотивациии • методы стимулирования интереса к учению (познавательные игры, учебные дискуссии, создание эмоционально-нравственных ситуаций);
•
методы стимулирования долга и ответственности (убеждения,
предъявление требований, «упражнения» в выполнениии Методы контроля и самоконтроля: • устного контроля, и самоконтроля (индивидуальный опрос, устная проверка знаний, некоторых мыслительных умений); • письменного контроля и самоконтроля (контрольные работы, письменные зачеты, программированный контроль, письменный самоконтроль);
•
методы
лабораторно-практического контроля и самоконтроля
(контрольно-лабораторные работы, контроль выполнения
практических работ, программированный контроль лабораторной работы,
лабораторно-практический Методы самостоятельной познавательной деятельности учащихся:
•
классификация самостоятельных работ по цели (подготовка учащихся к
восприятию нового материала, усвоение учащимися новых знаний,
закрепление и совершенствование новых знаний и умений, выработка и
совершенствование усвоенных
навыков); определение самостоятельных работ по изучаемому материалу
(наблюдение, проведение опытов, эксперимент,
•
различение
самостоятельных работ по характеру познавательной деятельности (по
заданному образцу, по правилу или • деление самостоятельных работ по способу организации (общеклассная, групповая, индивидуальная). Методы программированного обучения - особый вид самостоятельной работы учащихся над специально переработанным материалом, сущностью которой является жесткое управление умственной деятельностью обучаемых. Программа при этом является дидактическим средством. 8. Многообразие методов Словесные методы:
•
объяснение - это вид
устного изложения, в котором раскрываются новые понятия, термины,
устанавливаются причинно-
•
рассказ -
это форма изложения учебного материала, которая носит
преимущественно описательный характер (сюжетный,
•
работа с
печатным словом (с книгой) - это метод, позволяющий ученику под
опосредованным руководством учителя
•
изложение -
это монологическая форма учебной работы, дидактическое значение
которой состоит в том, что при помощи • повествование - это вид изложения, в котором связно рассказывается о конкретных фактах, событиях, процессах, протекающих во времени. Оно может быть в сжатой форме, в форме интересного рассказа, имеющего сюжет, фабулу; • описание - вид изложения, в котором дается последовательное перечисление признаков, особенностей, свойств, качеств предметов и явлений окружающей действительности; рассуждение - вид изложения, в котором дается последовательное развитие положений, доказательств, подводящих учащихся к выводам;
•
беседа - форма овладения учащимися информацией в вопросно-ответном
рассуждении, в диалоговом общении. Типы Наблюдение - это непосредственное целенаправленное восприятие предметов и явлений с помощью органов чувств с целью формирования правильных представлений и понятий, умений и навыков. Опыты - это самостоятельно выполняемая учащимися работа по изучению нового материала, требующая практических исследовательских умений, а также умений обращаться с различным оборудованием. Это важный, но очень сложный метод учения. Практические методы учения - это такой вид деятельности ученика, при котором происходит формирование и совершенствование практических умений и навыков в ходе выполнения практических заданий (письменные и устные упражнения, практические и лабораторные работы, некоторые виды самостоятельных работ). Упражнения - это планомерно организованное повторное выполнение каких-либо действий с целью их освоения или совершенствования. 9. Уровни принятия решения о выборе методов обучения 1-й - стереотипные решения: неизменное предпочтение стереотипу применения методов обучения независимо от содержания материала, образовательно-воспитательных задач урока и особенностей учащихся. 2-й-решения методом проб и ошибок: учитель пытается менять выбор методов обучения с учетом конкретных условий, учебного материала, но делает он это стихийно, допуская просчеты и ошибки, избирает новый вариант и вновь без научного обоснования выбора. 3-й - рациональные, оптимальные решения: учитель научно обосновывает все принимаемые решения, сознательно выбирает методы с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, с учетом их подготовленности, обосновывает конкретными условиями и определенными трудностями учебного материала, прогнозирует получение конкретных результатов обучения, воспитания и развития школьников. 10. Методы обучения являются инструментом развития учащихся, если:
•
способствуют приобретению школьниками прочных ЗУН, а также умений
переносить их в новые ситуации; • формируют у • обеспечивают деятельность учащихся по соотнесению частных сведений с основными идеями, законами, теориями для формирования системы знаний и способов деятельности; содействуют овладению учащимися учебным умениями как инструментом познания; создают оптимальные условия для активной мыслительной деятельности каждого ученика. |
Copyright © 2004,
г.Барановичи, СШ № 4. Школа | Новости | Родителям | Выпускнику | Ученику | Интернет-каталог | Карта сайта |